Выводы судов.
1. Аудиовизуальные произведения создавались кинокомпанией по заказу третьих лиц. Передача исключительных прав на произведения осуществлялась на основании отдельно заключаемых соглашений, определяющих объем и содержание предоставляемых прав.
2. Анализ заключенных соглашений позволяет их квалифицировать в качестве лицензионных договоров. На основании данных соглашений не происходит отчуждение исключительного права.
3. Созданные произведения имеют все признаки амортизируемого имущества (п.1 ст.256 НК РФ), наличие всех условий для признания их нематериальными активами (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденных приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н).
4. Признание имущества амортизируемым (стоимость больше 40 000 рублей, срок полезного использования свыше 12 месяцев), расходы на него учитываются в течение всего срока полезного использования. Начисление амортизации с использованием счета 05 "Амортизация нематериальных активов".
5. Представленные лицензионные соглашения содержат: а) признание контрагентом кинокомпании прав собственности на произведение; б) кинокомпания может осуществлять использование других произведений включенных в состав аудиовизуальных, права на которые предоставляются контрагенту; в) соглашение может быть расторгнуто по взаимному согласию сторон.
6. Поэтому в удовлетворении требований налогоплательщику в этой части отказать, решение налогового органа оставить без изменений.
Наши комментарии.
1. Если не привязываться особо к некорректности используемой судом терминологии, например, право собственности на результат интеллектуальной деятельности, то суд верно определил объем правомочий правообладателя при заключении лицензионного договора. Также отметим, что лицензиат также может защищать права, полученные по лицензионному договору, в суде, если они нарушены третьим лицами или самим лицензиаром.
2. Кажется легкомысленным сам подход налогоплательщика, считающего, что имеющихся у него документов достаточно для подтверждения отсутствия исключительного права на созданные результаты интеллектуальной деятельности.
3. На наш взгляд, у налогоплательщика были следующие варианты поведения:
а) в заключенном договоре на изготовление аудиовизуальной продукции напрямую предусмотреть возникновение исключительного права у заказчика, по аналогии с возможностями предоставляемым договором авторского заказа;
б) заключить договор об отчуждении исключительного права. Впрочем, эти варианты нужны только в том случае, если исключительное право не нужно самой кинокомпании.
В противном случае, можно было подумать об обратном выкупе (продаже). Возможно, что шансы налогоплательщика в деле могли бы увеличиться, если бы в тексте документа не было указания на подтверждение (признание) контрагентом кинокомпании прав последней и лицензиатом (условным лицензиатом или возможным новым правообладателем) были совершены действия по распоряжению полученным исключительным правом (если предположить, что воля сторон была направлена на передачу исключительного права).
4. Соответственно, НМА остается у правообладателя. Расходы можно списывать только через амортизацию. По умолчанию, только линейным способом. А если так, то для единовременного списания всей суммы нет оснований.
Виталий Ветров
p.s. 10 наиболее интересных материалов:
1. Взыскание убытков с директора
3. Правовая защита конфиденциальной информации
5. Обход закона
6. Возмещение реального ущерба
8. Впечатление о VII Юридическом форуме Сибири
10. Взыскание убытков с членов совета директоров